- способного иметь свое собственное мнение |
- способного нести полную ответственность за свои действия. |
* Выявление этой свободы - в сознательном устройстве своей
жизни на основе служения, в плане:
-профессиональном |
- семейном |
- национально-общественном |
- церковном. |
* Непосредственные задачи, соответствующие этой основной
цели:
- физическое развитие |
- воспитание в себе силы воли и самообладания |
- нахождение своего жизненного пути |
- раскрытие своей личности |
- воспитание чувства ответственности |
- развитие эстетических восприятий |
- укрепление национального самосознания |
- духовный рост: - обоснование своего отношения к людям на чувстве доверия и любви к человеку - выработка мировоззрения. |
В Круге лучше всего разрешаются эти задачи и осуществляется эта основная цель.
Этому способствует:
- среда сверстников |
- общность идеала |
- дружба и спайка |
- дух и стиль всей работы |
- всесторонняя деятельность (круг не только религиозно-философский кружок, не только спортивная команда, не только политический семинар, не только.., не только.., но все это может быть включено в его деятельность.) |
Обыкновенно круг создается на основе отряда. Несколько старших
разведчиков, достигших витязьского возраста, обособляются в отдельную единицу.
К ним могут примкнуть к сверстники, до этого вообще не состоявшие в Организации.
Бывали отдельные случаи, когда круг создавался исключительно из таких юношей.
Если разведчиков привлекает в круг своего рода преданность организации
и, м.б., сам облик витязя с его идеалом реального служения в жизни, к которому
естественно приводит разведческая "готовность", главным образом проявляющаяся
в игре, - то со стороны люди приходят чаще всего ради "компании" и через
нее постепенно приобщаются к идеологии круга.
Создание и пополнение кругов из разведческой среды находится
в прямой зависимости от связи старшей ветви с отрядом:
- разведчики должны быть в курсе того, что делает крут; |
- от времени до времени разведчики и витязи проводят совместные акции, притом, - не слишком часто и с тем, чтобы круг не терял своей притягательней силы в глазах разведчика; |
- круг никогда не отказывает отряду в помощи; |
- круг способствует передаче отряду разведческих традиций и практики. |
Однако витязь для разведчика не руководитель. Он может объяснить,
показать, научить, но не должен "требовать", приказывать и наказывать.
В отношении внешней среды, не должно быть замкнутости, изоляции
или самомнения "элиты". Кругу необходимо:
- давать о себе знать(связь с местной колонией, выставки, статьи в прессе, спектакли и т.д.) |
- творчески проявлять себя во вне (в приходе, в школе...) |
- налаживать индивидуальные контакты с молодежью старшего возраста, находящейся вне нашей орбиты. |
Вряд ли стоит в наших условиях вдаваться в подробную типологию
кругов. Нельзя все же не заметить, что существует два основных профиля
к которым, в той или иной мере, примыкает каждый витязь:
- в одном преобладает элемент физического труда (спорт, гимнастика,
ручной труд) и техники;
- в другом чувствуется тяготение к вопросам более "теоретическим" (беседы,
анализ книг, философские дискуссии...)
По существу, если исходить из идеала всестороннего воспитания,
эти два типа соответствуют лишь двум взаимодополняющим видам деятельности
круга. На деле же, часто наш "интеллектуал-теоретик" не имеет достаточно
знаний и опыта для того, чтобы, например, соорудить радиоаппарат, починить
мотор, поставить спортивный рекорд. Не имея достаточных навыков, он естественно
по линии наименьшего сопротивления углубляется в свою "теоретику". Работа
круга должна стремиться восполнить эти пробелы в его воспитании, так же,
как она должна увеличить "теоретически-интеллектуальные" потребности "практика".
Легче всего этого достичь распределением витязей между двумя
отдельными звеньями, отвечающими этим двум профилям - гуманитарно-университетскому
и технически-заводскому. Их взаимодействие приведет к взаимному обогащению.
Деление круга на звенья отнюдь не обязательно. При известном количестве
витязей (8-10 чел. и больше) оно может облегчить работу.
Основные возможности деления на звенья, помимо вышеуказанной:
- звено младших - кандидатов в витязи, и звено старших - уже допущенных к ТОВ. |
- деление по виду общих занятий (состав звеньев меняется в связи с программой работы круга):звено печатников-издателей, звено природоведов, звено по изучению социально-юридических вопросов. |
- в сводном круге: звенья витязей и дружинниц. |
- выделение отдельного звена витязей, исполняющих руководительские обязанности в дружине. |
Каким критерием руководствоваться при допущении в круг? Новое
положение о витязях предусматривает, что витязем может быть юноша с 18
до 25 лет. Желательно все же, чтобы возраст соответствовал и определенной
психологической характеристике, так что возможен прием и в более раннем
возрасте при наличии соответствующих данных. Поведение разведчика резко
меняется, он все чаще без уважительной причины пропускает сборы отряда.
То ли они перестают его интересовать, то ли совпадают они со временем "свиданий".
До этого послушный, исполнительный разведчик становится упрямым, обидчивым
и скорым в критике распоряжений начальника. Он обижается, что его все считают
мальчиком, когда он... И тут выясняется, что он хочет, чтобы к нему относились
как к взрослому. Он и подражает во всем взрослым. В занятиях хочет видеть
ощутительную цель. Серьезно относится ко всему. Начинает анализировать
себя. В нем зарождаются сомнения, что и ведет его к некоторому пессимизму.
Появляется желание выработать свое мировоззрение; он стремится к переустройству
мира на идеальных началах. На ряду с авторитетом он ищет друга; у него
отпадает желание растворяться в массе". Позволяется индивидуализм, стремление
к малым группам, а иногда даже обособленчество. Везде ему тесно. Он не
может найти себе места.
Руководитель должен вовремя подметить эти перемены и вовремя
перевести его в круг. Если он этот момент упустит, разведчик может покинуть
отряд, ибо он уже перерос. Его не интересуют игры, он стыдится быть в обществе
с "малышами", чтобы его не заподозри- ли, что и он сам "малыш". Учтя все
это, надо дать ему другой вид "разведки в жизнь", другую форму и содержание
работы.
Психологическая характеристика "младшего" витязя (17-19 лет):
* Общий облик:
- все критикует |
- видит в мире несправедливость и ищет справедливости |
- полон сил и энергии и хочет их использовать |
- не умеет использовать свое свободное время |
- преклоняется перед техникой. |
- национально не самоопределился |
- духовно неуравновешен. |
* Критический ум его изолирует, он порывает отношения:
- с младшими ребятами, считая их слишком молодыми |
- со взрослыми, считая их никуда не годными |
- с родителями, считая их отсталыми |
- со священником, считая, что он только мешает жить, |
* Тем самым он не находит возможности удовлетворить рождающиеся
в нем потребности взрослого человека:
- проявлять ответственность |
- быть принятым в среду взрослых |
- найти себе друзей. |
* Разведческое воспитание дало ему:
- любовь к технике |
- любовь к природе |
- привычку ответственности (вожачество) |
- большое стремление к идеалу. |
* На каком уровне находится каждый из витязей?
Старшина должен сам определить индивидуальный уровень,
стараясь
познакомиться для каждого в отдельности:
- с его средой - происхождение и семейное положение |
- школьная или профессиональная среда |
- отрядная среда, из которой он вышел |
- окружение (политическое, церковное...) |
* с ним самим - за что он уже нес ответственность? |
- на какие вопросы он ищет ответа? |
- его пожелания, вкусы, мечты и потребности |
- как он проводит свое свободное время? |
- его радости и горести. |
Психологическая характеристика "старшего" витязя (19 лет и выше):
* Общий облик:
- достигает физического равновесия |
- понимает, что нельзя с одного размаху перевернуть или переменить весь мир |
- снова вступает в диалог с родителями и взрослыми |
- видит перед собой профессиональное и, иногда, семейное будущее |
- чувствует себя затронутым общечеловеческими вопросами: брак, военная служба... |
- соглашается на конструктивную дискуссию |
- воспринимает коллективную дисциплину |
- осознает, что быть русским требует постоянного волевого напряжения |
- начинает снова свое духовное воспитание. |
* Как и на предыдущем этапе, каждый витязь имеет свои
проблемы. Руководитель должен их найти и помочь ему их разрешить.
Круг сам намечает и разрабатывает программу своей деятельности.
Практически, это осуществляется на совещании круга.
В совещании принимают участие:
- все витязи круга (за исключением новичков) |
- в отдельных случаях, по приглашению: |
- бывшие члены круга; - руководители, не состоящие в круге; - новички. |
- Совещанием руководит старшина круга или кто-нибудь из витязей
по его усмотрению.
- Желательно установить периодичность в совещаниях круга (скажем,
раз в месяц или раз в три месяца). Естественно, совещания могут происходить
и помимо этого, в зависимости от необходимости,
Не реже раза в год совещание принимает форму общего собрания,
предусмотренного положением о витязях, которое заслушивает отчет о работе,
выносит оценку и устанавливает дальнейший план работы,
- Для того, чтобы дать возможность витязям действеннее участвовать
в разрешении поставленных вопросов, старшина составляет повестку дня при
помощи одного-двух витязей (вожаков звеньев) и рассылает ее заблаговременно
членам круга. Эта повестка рассматривается как предложение старшины, но
отнюдь не как окончательно установленная программа. Исходя из текста повестки,
каждый витязь предлагает совещанию те или иные изменения.
- Окончательная повестка вырабатывается самим совещанием.
- Все предложения выслушиваются. Роль старшины:
обратить внимание круга на самые ценные предложения. Часто случается,
что предложения, высказываемые кругом, слишком односторонни. Опять-таки
дело старшины внести иные предложения, расширяющие горизонты и обеспечивающие
всесторонность.
- Для избежания пустой траты времени, незначительные решения
в делах круга старшина/должен принимать сам.
- В случае важных, но срочных решений, старшина берет ответственность
на себя, советуясь, если возможно, со своим помощником и 1-2 витязями.
В отдельных заданиях круг может назначать или выбирать того
или иного витязя (ответственным) для руководства этим заданием. Старшина
в таком случае должен быть его советником и подчиняться его решениям.
В случае проступка со стороны одного из членов круга:
1. | этот проступок обсуждается на совещании, в котором принимает участие старшина, его помощник и 1-2 витязя; |
2. | решение первого совещания выносится на обсуждение собрания всего крута. Решающим является мнение всего круга; |
3. | провинившийся имеет право присутствовать и защищаться на обоих совещаниях. |
Облик старшины крута:
* Возраст - взрослый (25-30 лет). Если состав
круга 17-20-летние, то возрастной ценз старшины может быть понижен.
* Хороший профессиональный уровень, вне зависимости
от профессии. В данном случае, не важно, врач ли он или механик. Важно,
чтобы в своей профессии он занимал особое место на основании своего опыта,
знаний и творческой деятельности. В противном случае у витязя может создаться
вредное мнение, мешающее воспитательному влиянию старшины: старшина, мол,
неудачник, занимающийся скаутами потому, что не смог создать себе иного
положения в обществе...
* Общность среды с членами круга желательна. Ясно, что
если круг состоит в основном из подмастерьев, техников и ремесленников,
начальник круга из той же среды, работающий в той же обстановке, легче
найдет подход, к витязям и принесет им больше пользы, - пройдя через их
чаяния и живя их проблемами и запросами, - чем интеллигент-теоретик. И
наоборот, студенческому кругу более подходит старшина о высшим образованием.
Если соответственно круг не монолитен, а разделен на несколько
звеньев и различными интересами витязей, сказанное выше о старшине относится
тогда к вожакам звеньев. Старшина же такого круга должен быть способным
в достаточной мере вникать и вжиться в интересы всех "слоев" круга и каждого
витязя в отдельности.
* Старшине свойственна полная психологическая уравновешенность
и стойкость в жизни. Он уже прошел через все трудности и преграды, с которыми
сталкиваются его ребята. Основываясь на своем житейском опыте и находясь
в то же время еще довольно близко к витязям (между ними лишь несколько
лет разницы) старшина может полезно служить им - каждому из них - опорой,
помогая "выйти в жизнь", выйти на самостоятельный жизненный путь, "стать
на ноги".
* К сказанному выше так же относится профессиональное
положение, как и семейное. Старшина круга и в этой области определил уже
свое призвание. Желательно, чтобы он был уже женат, вел нормальную семейную
жизнь, сообразуя ее с руководительским служением. Семейный очаг старшины
круга может сыграть немаловажную роль.
* Национальное мировоззрение. Старшина достаточно в курсе
прошлого России, настоящего ее положения, путей содействия делу ее освобождения.
Он сознательно стал на путь участия в борьбе за Россию и активно участвует
в тех или иных ее проявлениях...
* Идеологические установки и духовный уровень. Старшина
следует по твердо установленному им пути духовного развития. Будучи сознательным
членом Церкви, он стремится проявить себя таковым в повседневной жизни,
В двух словах: начальник круга - взрослый человек, сам ведущий
свою жизненную ладью и способный руководить всесторонним самосовершенствованием
членов круга и всемерно содействовать последнему этапу их развития в лоне
разведческого движения.
Важнейшей задачей витязя должно быть самовоспитание. Задача
эта нелегкая как раз в этом возрасте, но поддержка товарищей в круге и
осторожное руководство со стороны старшины могут его направлять. В деле
самовоспитания - поскольку вопрос идет о развитии своей личности, своей
индивидуальности - нельзя давать общих схем и шаблонов. Каждый витязь сам
должен проанализировать себя, объективно исследовать все стороны своего
характера. Честная и зоркая самокритика, ведущая к исправлению недостатков
и к развитию положительных качеств человека уже является признаком внутреннего
роста. Витязь помнит, что нет предела совершенствованию. Он - враг самооправдывания,
но и враг мрачного уныния и пессимизма.
Правильный самоанализ должен привести витязя к выяснению своих
творческих способностей, которые он проявляет в непрерывной активности,
как внутренней (духовной), так и внешней (труд).
Как самоанализ, так и ежедневный жизненный опыт позволяют витязю
осмыслить жизнь и избрать личный идеал, который будет служить главнейшим
критерием в его внутреннем нравственном совершенствовании.
Несомненно, что для всего этого требуется постоянная работа
над собой, начинающаяся часто с чисто внешних мелочей, как, например, умение
распределять свое время (полноценная деятельность), умение владеть собой
как в взаимоотношениях с окружающими, так и по отношению к самому себе
- владеть чувствительностью, чувственностью и воображением, здравое отношение
к материальным благам и умение ими пользоваться (отсутствие расточительности,
жадности, зависти и т.д.).
Научившись правильно оценивать самого себя, витязь тем самым
научается ценить окружающих, и для него яснее раскрывается сама основа
всей работы круга - служение.
Служение - "столп и утверждение" деятельности круга. Для витязя
- это служение ближнему, которое будет полноценным и искренним только при
условии подлинного участия витязя в реальной жизни. Только непосредственное
соприкосновение с теми "ближними", которым витязь собирается служить, укажет
ему направление его деятельности.
Это требование вполне исполнимо, так как каждый витязь хочет
быть принятым всерьез и его жертвенность вполне искрения. Он стремится
оправдать свое существование чем-то "серьезным", "настоящим", Эту здоровую
и положительную потребность следует удовлетворить, дав ему ответственное
задание.
Задание должно носить творческий характер (не ограничиваться
рассаживанием гостей на очередной благотворительной чашке чаю местной колонии
или стоянием почетным караулом на "Дне непримиримости"!).
Это должно быть динамически проводимая акция:
- ограниченная по времени (не затягивать!) |
- конкретная в своем объекте |
- приводящая к осязаемым результатам. |
Кроме того, задание должно, к конечном итоге, развить у витязя
чувство плеча, послужить его воспитанию и своей "интересностью" способствовать
активному участию витязя в жизни круга.
Примеры заданий:
- отремонтировать квартиру неимущей семье; |
- построить штаб-квартиру (барак) для стаи; |
- своим трудом заработать деньги на посылку 2-3 нуждающихся ребят на отдых; |
- перекрасить колокольню местного храма(пример 4-го круга "ген. Дроздовский" в Лос-Анжелесе); |
- организовать выставку, посвященную жизни русского народа на родине; |
- провести публичное выступление типа "Трагедия России" |
или "Сказание о Земле русской" (пример Сан-Франциско); |
- устроить детский утренник для приходской школы; |
- провести несколько встреч с роверами местной скаутской организации (ознакомление их с Россией, Православием, разведчеством...); и т.д. и т.д. |
Этот список, естественно, не должен ни в коем случае помешать
изобретательности начальника круга проявить себя в нахождении любого задания,
в зависимости от местных надобностей и возможностей.
Определению самого себя и своего положения в обществе, осознанию
социальных взаимозависимостей может служить изучение окружающей
среды.
Такое изучение окружающей среды можно легко проводить в виде
походов с заданиями. Ответы на заданные темы должны сопровождаться по возможности
серьезной документацией - графиками, планами, схемами и т.д. Несколько
походов могут дать достаточный материал для составления общего обозрения,
например, экономики города или местности, исторического быта или фольклора
более или менее широкой области.
Задания могут быть следующими:
- Изучить топографию местности; |
- Что такое завод? (Внешний облик, его задания, проблемы - экономические, финансовые, технические, социальные...); |
- Что такое коммерческое предприятие? (крупная фирма, большой магазин и т.д. с тех же точек зрения); |
- Осмотреть детский сад, школу, учреждение для отсталых детей, малолетних преступников и т.п. |
- Пойти на выставку (художественную, историческую) или в музей. |
Данные примеры, конечно, не исчерпывают всех возможностей.
В круге - будь он сводным (т.е. состоящим из витязей и дружинниц)
или нет - почти неизбежно возникают вопросы и проблемы в связи с взаимоотношениями
между витязями и дружинницами, как раз в этом возрасте возникающие нередко
в обостренной форме. Причины этого кроются в:
- физиологическим развитии подростка (появление специфических отличий обоих полов); |
- психологическом развитии подростка (ощущение своей собственной "самонедостаточности", необходимости "другого", которая при правильном предварительном воспитании проявляется в чувстве самоотречения, жертвенности...); |
- социальном развитии подростка (расширение контакта с внешним миром, неизбежность встреч с людьми другого пола). |
Все вышеуказанное - нормальные и здоровые явления. Нельзя не признавать того, что
- обе стороны признаны к "сосуществованию" и сотрудничеству в профессиональной, общественной и семейной жизни; |
- и что брак обыкновенная участь большинства людей и начало основания семьи. |
Конечно, общение витязей и дружинниц может иметь как положительные,
так и отрицательные стороны.
К положительным сторонам следует отнести:
- привычку совместной общественной работы; |
- создание общих интересов и идеалов; |
- взаимное обогащение и плодотворное сотрудничество благодаря взаимному дополнению свойственных каждому полу специфических качеств. |
Чем раньше установится контакт между витязями и дружинницами,
тем меньше трудностей будет при их общении. В детском или раннем юношеском
возрасте легче находится общий язык и сильнее проявляется взаимное влияние
различных характеров, благотворно действующее на развитие каждого пола.
Отрицательные стороны общения витязей и дружинниц могут выражаться
в:
- враждебном отношении, издевках; |
- кокетничании как с одной, так и с другой стороны; |
- флирте, т.е. в ухаживании без любви, с целью удовлетворить свое самодовольство победителя и чувственность. |
Следует ли также забывать, что общение между витязями и дружинницами
может крыть в себе и некоторые опасности? Однако вряд ли этот вопрос может
возникать в той здоровой атмосфере, которая обыкновенно царит в кругах.
Что предпочтительнее - сводный круг или два отдельных круга?
Обыкновенно вопрос решается в каждом отдельном случае просто в зависимости
от численности старшей ветви и наличия необходимых руков. Но он может быть
рассмотрен и принципиально. Основной недостаток сводных кругов в том, что
как витязи, так и дружинницы не успевают Окончательно развить каждый свои
специфические качества:
- витязи часто бывают слишком авторитарны; |
- дружинницы - слишком пассивны, - что ведет к некоторому подавлению одного пола другим. |
Во избежание этого как витязям, так и дружинницам следует давать
возможность продолжать свое развитие в отдельных заданиях и сборах, а не
сводить всю работу круга только к совместной деятельности.
Круг, будучи подготовкой к самостоятельной "взрослой" жизни, должен
также подготавливать юношей и девушек к умению "сосуществовать", научить
их общению и сотрудничеству.
В круге могут быть более или менее желательные роды общения
И сотрудничества, хотя они зависят от старшины круга. Вечеринка тоже может
принести пользу, если суметь ею воспользоваться для улучшения контакта,
а не для флирта.
Среди более желательных форм общения можно назвать:
- Сотрудничество на художественном поприще (хор, музыкальный клуб, литературный или театральный кружки и т.п.); |
- помощь ближним: в этой области качества юношей и девушек часто восполняются (схематизируя можно сказать,что витязи будут строить, а дружинницы украшать: мужчине более свойственно думать о полезном, а женщине о приятном, а во всякой оказываемой помощи нужно и то, и другое); |
- походы (витязи ставят палатки, дружинницы готовят еду, и т.д. Но бывает неплохо иной раз и поменяться ролями: пусть палатки ставят дружинницы, а витязи занимаются кухней и т.п.). |
Сводный круг поставлен правильно, если там:
- существует равноправие между витязями и дружинницами; |
- ведется серьезная совместная работа и проводятся совместные развлечения; |
- существует настоящее понимание друг друга. |
В каком то отношении сводный круг - это круг, состоящий из двух
звеньев. Звенья между собой дружат и часто работают вместе. А внутри каждого
звена спайка еще более крепкая, что однако не мешает дружбе с другим звеном.
У каждого звена должен быть свой старшина - один будет одновременно
старшиной круга, другой его помощником. Тем самым многие проблемы разрешатся
сами собой.
Как было указанно выше, жизненный путь витязя или дружинницы
окончательно намечается в круге. Всякий может выбирать между монастырем
или жизнью в миру.
Витязь должен иметь духовную направленность в жизни, которая
ляжет в основу его выбора.
К брачной жизни можно и нужно готовиться:
- во-первых, развивая в себе положительные духовные и человеческие качества (силу воли, самопожертвенность, внимание к людям и к своим поступкам, интеллектуальные способности, физическую силу и т.д.); |
- во-вторых, изучая черты и интересы другого пола (например, пресловутую женскую логику, опирающуюся на субъективные и аффективные впечатления, и иной раз даже совершенно верную; глупое хвастовство витязей с другой стороны, объясняющееся стремлением ставить себя выше других и т.п.) |
Такое изучение друг друга приводит постепенно к взаимному пониманию
и самопониманию. Это нужно для активного сотрудничества как в работе круга,
так и в профессиональной работе, а тем более для полноценной взрослей жизни.
Среди значительной части эмиграции распространено опасливое
отношение если не к политике как таковой, то во всяком случае к самому
термину "политика". Не будем бояться слов и скажем прямо, что одной из
непременных областей деятельности крута является политическая работа.
Вопрос в тому чтобы правильно понять ее сущность и методы проведения в
рамках организации.
Ведь в нормальных условиях, служение родине не заключается только
в том, чтобы отбить воинскую повинность и ежегодно платить налоги.
Поскольку мы - русские в эмиграции, то вопрос для нас ставится
и с иной стороны. Сам факт нашего пребывания за границей есть политический
факт, предполагающий политический выбор. Если мы уже родились за рубежом,
то свидетельством сделанного нами выбора в том хотя бы, что мы состоим
в организации, ставящей своей задачей служение России.
Но тут надо оговориться. Одно дело - политика, другое - бесплодное
"политиканство", на которое так много времени и энергии тратится у нас
во всех пара-политических и многих иных общественных группировках. "Эмигрантщина"
обречена. Но эмиграция может и должна служить России тем
более сейчас, когда открываются для этого новые, вполне конкретные перспективы.
О политическом значении эмиграции в 1961 году, можно спорить.
Каким бы оно ни было, служение России не должно быть обязательно политическим.
Тем более уж нет ничего более ложного, чем мыслить о нем в непременной
связи с какой-нибудь партийной или просто "политической" (в общепринятом
смысле этого слова) организацией. При наличии подлинных "политических"
организаций, участие в их деятельности есть одна из возможностей нац. служения,
совершенно нормальных для каждого взрослого человека. Но это лишь одна
из возможностей.
Что же касается нашей организации, то она, по природе своей,
не может быть связана ни с какой политической группировкой. В этом заключается
"надпартийность" или "внепартийность", о которой говорится в уставе. Политичность
же наша сводится к самому факту нашего существования, как российской организации,
вынужденной вести свою работу за пределами родины. Как известно, Уставом
ОРЮР предусматривается, что:
1/всякая политическая работа и участие в партийнополитических
организациях воспрещается в несовершеннолетнем возрасте;
2/совершеннолетним членам организации она дозволяется в частном
порядке;
3/Организация не должна служить "средой для вербовки" в ту или
иную политическую группировку. Руководители и витязи обязуются не распространять
своих политических взглядов в Организации.
Таким образом, политическая роль круга заключается в
том, чтобы дать каждому витязю минимум общих знаний, которые позволят ему
самоопределиться в этой области при достижении им совершеннолетия. В виде
примеров, приведен следующие идеи для работы:
- изучение главных типов политических режимов (демократия, конституционная и абсолютная монархия, диктатура и т.д.); |
- проблемы управления государством; |
- характеристика и деятельность зарубежных политических организаций; |
- политическое устройство СССР; |
- история политических движений в России; |
- обзор истории иных политических эмиграции (причины их возникновения, факторы развития, причины и способы исчезновения)... и т.д. и т.п... |
Однако служение России далеко не исчерпывается такой "общеполитической
подготовкой". Можно сказать, что национальная работа проводится в круге
по следующим трем направлениям.
Во-первых, родиноведение в самом широком смысле слова,
включающее в себя историческое, социальное, этнографическое, экономическое,
географическое, бытовое изучение России и постоянный интерес к происходящему
на родине сейчас. Для этого есть книги и журналы на всевозможных языках.
Для этого надо читать газеты, слушать радио, ходить в кино,
общаться с людьми "оттуда". Возможности такого живого контакта сейчас очень
велики: в СССР ездят иностранные журналисты, дипломаты, общественные деятели,
пишущие о своих поездках статьи и читающие о них доклады. Почему не пригласить
даже кого-нибудь из них специально прочесть доклад кругу и местному руководительскому
составу дружины? Кроме того, во всех больших городах западного мира можно
встретить соотечественников, временно находящихся за границей (туристы,
научные и коммерческие делегации, студенты...) или недавно "избравших свободу".
Все эти люди - ценные источники для познания современного положения на
порабощенной родине.
Мы только что говорили о возможностях живого контакта с соотечественниками,
возвращающимися на родину. Тут мы касаемся и второго направления, в котором
должна развиваться национальная работа круга - непосредственное служение,
В разговорах с людьми "оттуда", отвечая на их вопросы, мы им рисуем правдивую
картину жизни в свободном мире и почти всегда помогаем раскрыть глаза на
элементарные истины, которые от них скрывают официальные информационные
органы, единственно им доступные. Опять-таки для этого витязи должны быть
соответственно подготовлены:
- считаться с психологией (комплексы!) собеседников; |
- располагать фактическими данными, как о жизни на западе, так и о жизни в ССCР: цены на главные продукты, организация учебной системы, социальная обеспеченность трудящихся, политическая свобода, строительство (жилищный вопрос) и т.д., и т.д. не только самим быть убежденным в существовании Бога, в совместимости науки и религии, примате духовных ценностей и т.д., но и уметь это соответственно изложить. |
Есть и другие возможности непосредственного служения и непосредственного
контакта, о которых можно будет в дальнейшем поговорить на страницах "Опыта".
Среди них отметим уже сейчас переписку с Россией, писание книг и
статей для России, участие в радиопередачах, направляемых туда.
Эти возможности существуют в неограниченном количестве в каждой стране.
Третье направление, наконец, в котором должно развиваться национальное
служение круга это широкая информационная работа среди иностранных туземцев
(или туземных иностранцев), объективно освящающая реальное положение на
родине, роль российской эмиграции, подлинную природу коммунизма и т.д.,
и т.д. Ведь факт же, что почти поголовно все американцы отождествляют понятия
"Россия" и "СССР", "русский" и "коммунист". Немногим лучше, скажем, обстоит
дело во Франции (см. две статьи Владимира Д'Ормесон написанных по этому
поводу в парижской газете "Фигаро").
Вот, в основных штрихах, как мы себе представляем национальной
служение и политическую деятельность витязя, - в рамках приемлемых для
любого русского человека и любой юношеской организации.
Прежде чем перейти к религиозной работе круга, хочется задать
старшинам наших кругов один вопрос, касающийся национального самосознания
и самоопределения витязей: насколько ставится у вас вопрос "национальной
раздвоенности"? По существу дела, это мнимая антиномия, которую легко разрешить
- хотя бы теоретически - путем симфонического сочетания обоих национальных
элементов, если эта тема для вас актуальная, то можно будет в дальнейшем
о ней поговорить.
А теперь переходим к духовной жизни круга. О ней можно сказать
то же, что Иоанн Кассиан говорит об иноческом посте: "Должна быть разница
в том, кто, когда, сколько раз в день, какую принимает пищу и в каком
количестве - в зависимости от силы, возраста и пола каждого;
однако должно быть полное единство в том, что касается
духа поста". Тоже мы скажем и о религиозней работе в круге. В первую очередь
надо определить индивидуальный "отправной уровень" каждого витязя,
т.е. его внутреннее состояние, его религиозные познания, его духовные стремления.
Тем самым перед старшиной вырисуется общий уровень круга, позволяющий
строить программу духовного развития всего круга. Однако, духовный рост
круга есть ни что иное, как одновременный духовный рост каждого витязя
в отдельности. Так что приходится сразу отбросить часто встречающееся искушение
стремиться к некой "духовной уравниловке" в духовном воспитании должен
господствовать индивидуальный подход.
Другим принципом методики религиозного воспитания мы назвали
бы принцип постепенности. Внутренняя жизнь укореняется в предельном
духовном максимализме: "будьте совершенны, как Отец ваш небесный", т.е.
"будьте святы" той святостью, которою "свят Един Господь". Обиняков тут
никаких не может быть. Перед каждым из нас стоит идеал "жизни во Христе"
(Иоанн Кронштадтский) и "стяжания св.Духа" (преп. Серафим Саровский), единственный
идеал, полностью осмысляющий жизнь. Часто необъятность и безграничность
этой задачи порождает в нас страх, и мы предпочитаем, двигаясь по линии
наименьшего сопротивления, сводить религиозное воспитание к исполнению
определенного количества культовых формальностей, основанных на смутной
традиционности и подогреваемых дешевым сентиментализмом. Если такой подход
бесспорно требует меньших усилий, то в правильности его можно все же сомневаться.
Неосуществимость поставленной задачи только кажущаяся. Сущность духовного
роста - в постоянном стремлении и постепенном
приближении к идеалу.
Старшине круга предстоит полностью усвоив этот идеал для себя, постепенно
раскрывать его перед своими витязями. Встречающееся иногда у руководителей
пренебрежение к принципу постепенности -в корне порочно, как не соответствующее
природе самого процесса духовного развития, и может - несмотря на все благие
намерения рука -привести к полному фиаско в деле религиозного воспитания.
Задачи религиозного воспитания в круге вытекают из общей цели,
которую ставит перед собой в этой области разведчество, а именно -воспитать
полноценного христианина, активного члена Церкви, знающего православие
и живущего им*. Круг есть только завершительный этап, в основные
задачи которого входит:
1) пересмотреть, дополнить, укрепить приобретенное в волчатском
и разведческом возрасте;
2) постепенно усиливая элемент самовоспитания, вывести витязя
на путь самостоятельного служения Богу и сознательного членства в церкви.
Обыкновенно этот этап характеризуется двумя господствующими
моментами, соответствующими запросам возраста: с одной стороны - "пересмотр"
вероучения и углубление веры; с другой стороны - искание подлинности.
В связи с повзрослением, по мере приобретения определенного
житейского опыта, возникают новые вопросы и новые потребности. Витязю уже
не хватает "веры подростка", питавшейся в основном элементами героики и
активности, без особых догматических углублений (разв. возраст); ни, тем
более, простой "детской веры". К вере (сущность которой, конечно, не меняется
в связи с возрастом) ему необходимо подойти "по новому" -более трезво,
более сознательно; многое надо пересмотреть, многое углубить. Воем этим
исканиям обыкновенно присуще сильное тяготение к подлинности. И даже там,
где вообще нет никаких исканий (религиозный индифферентизм) то, во всяком
случае, встречается категорическое отталкивание от всего неподлинного.
- Зачем Церковь? |
- Разницы между православием, католичеством, протестантством. |
- Совместима ли религия с наукой? Какие их точные взаимоотношения? |
- Антирелигиозная пропаганда на родине. |
- Брак, как основа христианской семьи, и т.д., и т.д. |
1. | Члены ОРЮР от 18 до 25 лет, не имеющие руководительского звания, называются "витязи" (дружинницы). |
2. | В виде исключения могут быть переведены в витязи ст. р-ки/р-цы 17 лет, если их уровень развития соответствует характеру работы взрослой ветви организации. |
3. | Задача витязей - осуществлять идеалы разведчества в жизни молодежи. |
4. | Слово "витязь" символизирует бескорыстное служение высшим ценностям и нравственный облик, определяемый чистотой, благородством и душевной красотой. |
5. | Девиз витязей - "служить". Витязи служат Богу, России, ближним и разведчеству. |
6. | Знак витязей: белый крест на сине-красном поле и под ним серебряная лилия. Он символизируем христианство, Россию и разведчество. |
7. | Будучи братством старшего юношества, витязи тесно связаны со всем разведчеством: а) Общей идеологией, законами и ТО; б) Стремлением к гармоническому и всестороннему развитию; в) Приверженностью к жизни на лоне природы -источника физического и душевного здоровья; г) Принадлежностью к всемирному скаутскому братству. |
8. | Организационная единица витязей называется "круг". Круг должен состоять по крайней мере из пяти витязей. В зависимости от обстановки и количества членов, круг может быть отдельной единицей, самостоятельной в составе дружины или наравне с ее звеньями входить в сводный или одиночный отряд. Административное положение круга не сказывается на его внутреннем устройстве и работе. |
9. | Круг имеет свой номер и название, предлагаемое членами круга на утверждение ст. скм. через начальника дружины и начальника отдела (представителя). |
10. | Круг основывается самими витязями, которые составляют устав круга и подают прошение нач. отдела о зачислении круга в. Организацию и об утверждении устава. |
11. | В зависимости от решения основателей, круг может быть смешанным или включать только витязей (или только дружинниц). |
12. | Круг избирает согласно своему уставу (но не реже одного раза в три года) старшину и должностных лиц круга (секретаря, казначея и т.п.). Старшина: а) Председательствует на всех совещаниях круга; б) Заботится о правильном соблюдении устава круга; в) Представляет вышестоящему начальнику раз в полгода отчет о работе круга и план работы круга на будущее; г) Производит членов круга в звания витязей 2 разряда, 1 разряда и опытного витязя, если сам состоит в руководительском звании. В противном случае, представляет к производству вышестоящему начальнику, Утверждает сдачу специальностей, выдает свидетельства. д) Совместно с вышестоящим начальником организует проведение ТО витязей. |
13. | Круг может избрать, свой Суд Чести(см.: Устав ОРЮР и положения о судах чести). |
14. | Юноши/девушки желающие вступить в круг, но не бывшие разведчиками иди не имеющие 2 разряда, могут поступать в круг как новички. Они становятся действительными членами круга, когда сдадут вступительное испытание. |
15. | Требования вступительного испытания витязей: Религия - по требованиям 3 и 2 разрядов. География - по требованиям 3 и 2 разрядов. История - изложить в общих чертах, но ясно и по существу следующие темы: начало русской культуры и государственности, татарское иго, московская Русь, Петр Великий, крепостное право, создание Российской империи, роль России в истории Европы в 19 веке, реформы Александра 11, характеристика царствования Александра III, события 1905 и 1917 годов. Разведчество - 1 глава устава ОРЮР, форма, салют, организационная схема ОРЮР. История разведчества - по программе 2 разряда. Практика - скорая помощь по программе 2 разряда. Провести в походе в одиночку или вдвоем 24 часа, доказать умение ставить и оборудовать палатку, готовить пищу на костре. Представить письменный отчет о походе, о произведенных наблюдениях и исполненных заданиях (на усмотрение принимающего испытание). |
16. | До сдачи вступительного испытания новички не носят формы. Те из них, кто сдавал ТО разведчиков, могут носить лилию на штат-оком платье. |
17. | Витязь, проведший в круге не менее 6 месяцев и за это время активно участвовавший в работе и лично доказавший свои качества может быть допущен к ТО витязей, по решению совещания членов круга, давших ТО витязей (если таковые есть)и с согласия вышестоящего начальника. |
18. | ТО витязей и предшествующая ему ночь у одиночного костра (см. положение о строе и церемониях) служит самопроверкой духовной и душевной готовности вступить на путь служения. Давая ТО, витязь не обещает ничего нового по сравнению с разведчиком, но повторяет свое обещание, воспринимая его глубже и иначе -как взрослый человек. |
19. | Вся жизнь и деятельность круга строится на витязьском восприятии жизни - как добровольного служения. От витязя ожидают самодисциплины, работы над собой, почина в служении и искания сути и содержания жизни, а не ее внешних форм ("Быть, а не слыть"). |
20. | Работа круга разделяется на внутреннюю и внешнюю, Внутренняя работа охватывает все усилия витязей по самосовершенствованию и по подготовке к служению, а также все, что относится к внутренней жизни самого круга. Внешняя работа охватывает все усилия круга в области служения Богу, России, ближним, разведчеству. |
21. | Витязи сами находят и определяют формы работы над собой. Они не обязаны сдавать никаких испытаний, но могут, если хотят, сдавать 1 разряд и специальности старших разведчиков, достигать звания "Опытного витязя" и "Витязя Родины". Работа над собой может проводиться и во всевозможных иных формах: путем занятий спортом, туризмом, военным делом, курсами по родиноведению, религии, литературе, красноречию, журналистике и любым темам, касающимся жизни человечества и служения ему. |
22. | Внешняя работа круга намечается и планируется самим кругом. Служение Богу происходит участием в жизни Церкви, в миссионерстве, в углублении религиозной жизни в разведчестве. Служение России осуществляется участием в русской национальной и культурной жизни, в борьбе за русскость эмигрантской молодежи, в сохранении и развитии русских культурных ценностей, в представительстве России и русского народа в среде иностранцев. Cлужение ближним осуществляется общественно-полезной деятельностью и индивидуальной помощью всем нуждающимся. Служение разведчеству осуществляется широкой помощью всему разведческому братству: участием в руководительской работе, в устройстве лагерей, в издательстве, в проведении различных мероприятий: курсов, выставок, публичных выступлений и т.д. |
23. | Общие формы работы: сборы, совещания, походы, экскурсии, выступления, лагеря - определяются самим кругом. |
24. | Круг может разделиться (временно для достижения определенных задач или постоянно) на звенья. Звенья возникают - и их звеновые избираются по решению самих витязей. |
25. | Не реже одного раза в год крут собирается на общее собрание, на котором старшина, должностные лица круга, а также и каждый вожак (если есть звенья) дает отчет о работе, утверждается план дальнейшей работы, происходит обмен мнений и опыта витязей на основании проведенной внутренней работы. В зависимости от постановлений устава круга на одном из общих собраний происходят перевыборы старшины и должностных лиц. |
1. | Пользуюсь ли я наилучшим образом жизнью, которую Бог даровал мне? |
2. | Занят ли я тем, что никому не полезно? |
3. | Не занимаюсь ли я чрезмерно своим личным преуспеванием и развлечением? |
4. | Кому я причинил зло или горе? Могу ли я это исправить? |
5. | Кому я в своей жизни помог? Нет ли еще кого-нибудь, кому я могу помочь? |
6. | Вступаю ли я в круг витязей лишь для развлечения? |
7. | Исполнен ли я твердого намерения действительно "жертвенно служить"? |
8. | Что я понимаю под служением? |
9. | Смогу ли я действительно думать о других больше, чем о себе в своей работе? |
10. | Для какого рода служения я наиболее пригоден? Смогу ли я расширить круг своих возможностей служения? |
11. | Твердо ли я решил избавиться от своих плохих привычек? |
12. | Каковы слабые свойства моего характера? |
13. | Характер витязя должен быть: ровный, веселый, дружелюбный и твердый. Что из этого мне не хватает? |
14. | Действительно ли моя честь превыше всех личных благ для меня? Можно ли на меня положиться? |
15. | Верен ли я своим руководителям и подчиненным и самому себе? |
16. | Хозяин ли я своего языка? |
17. | Достаточно ли у меня мужества и терпения, чтобы остаться стойким в тяжелые минуты жизни? |
18. | Обладаю ли я собственным разумом и волей или легко поддаюсь влиянию среды, моды и уговора других? |
19. | Достаточно ли сильна моя воля, чтобы устоять пред искушением не соблазниться алкоголем, азартом, не причинить зла женщине? |
20. | Если я слаб в том или другом из перечисленного, решаю ли я впредь прилагать все старания к тому, чтобы избавиться от недостатков? |
21. | Встал ли я всерьез и навсегда на путь "разведки за Россию"? |
22. | Исполняю ли я свой долг перед родиной? Делаю ли я каждый день что-нибудь для России? |
23. | Проникнута ли вся моя жизнь лозунгом "За Россию"? Если нет, смогу ли я во всем отныне руководиться этими словами? |
24. | Знаю ли я Россию? Приложу ль я все усилия для ознакомления с Россией прошлого и сегодняшнего? |
25. | Разведческая работа - есть один из важнейших секторов борьбы за Россию, годен ли я для работы с детьми? |
26. | Что я сделал для русских детей? |
27. | Борьба за Россию в нашем положении - предприятие большое и дерзновенное, на пути к победе неисчислимое множество препятствий. Дойду ли я до конца? Смогу ли я преодолеть усталость, неудачи, безучастие и личные интересы? |
28. | Борьба за Россию требует совершенной жертвенности. Понимаю ли я что мой долг стать готовым отдать для России не только благополучие и жизнь, но и самолюбие и честь ? |
29. | Возможно, мне не придется совершить большого, яркого подвига за Россию, Но я могу и должен совершать подвиг ежедневного служения, терпеливого медленного накапливания сил и маленькой постоянной жертвы. Готов ли к этому тихому подвигу ? |
30. | Сознаю ли я твердо, что мое вступление в круг витязей означает бесповоротное решение отдаться целиком борьбе, за Россию, за свободу, мир и честь русского-народа ? Хорошо ли я обдумал изложенные вопросы? Сознаю ли я всю ответственность своего решения и готов ли я дать Т.О. витязей? |
1. | Какие мои основные слабости и достоинства ? |
2. | Объективен ли я в своих суждениях ? |
3. | Достаточно ли я чуток, чтобы понимать личный мир другого человека ? |
4. | Стараюсь ли я развивать в себе вкус к содержательному чтению, театру, музыке ? |
5. | Хватает ли у меня силы воли для того, чтобы обуздать главные свои страсти (честолюбие, самолюбие, и т.п.) во имя высших целей ? |
6. | Умею ли я сознаваться в своих ошибках, не теряя собственного достоинства ? |
7. | Уважаю ли я чужое мнение, хотя бы противоположное моему ? |
8. | Стараюсь ли я расширить свой умственный кругозор анализом тех сложных проблем, которые ставятся жизнью ? |
9. | Считаю ли я своим долгом служить России ? |
10. | Готов ли я во имя служения России жертвовать бытовыми и материальными преимуществами, которые мне может предоставить мирная жизнь в эмиграции или ассимиляция в иностранной среде ? |
11. | Закаляю ли я себя постоянно физически ? |
12. | Считаю ли я скаутские законы обязательными для себя ? |
13. | Поддерживаю ли я веру в себе посещением церкви, участием в жизни Церкви, молитвой, постом и причащением св. Тайн ? |
14. | Берегу ли я чистоту своего русского языка ? |
15. | Стараюсь ли я следить за жизнью подъяремной России сегодняшнего дня ? |
16. | Интересуюсь ли я вопросом освобождения России от большевизма ? |
17. | Что делаю я, чтобы помочь делу освобождения и возрождения России ? |
18. | Чем я помогаю своим младшим братьям по организации ? |
19. | Чем я помогаю руководству Организации ? |
20. | Провожу ли я этические принципы скаутских законов в своей среде ? |
21. | Умею ли я сокращать свои потребности до минимума (еда, выпивка, курение, развлечения) ? |
22. | Интересуюсь ли я русской литературой - классической и современной ? |
23. | Интересуюсь ли я обычаями, культурой, историей, государственным строем других наций ? |
24. | Стараюсь ли я исполнять свой долг постоянной помощи ближним и как ? |
25. | Есть ли у меня основная цель в жизни ? Какая ? |
26. | Девиз витязей и дружинниц - служить! Что понимаю я под служением ? Готов ли я добровольно и в полном сознании встать на путь служения и следовать по нему в течение всей моей жизни ? Готов ли я к даче ТОВ ? |
Смоленской | - 69% |
Калужской | - 62% |
Воронежской | - 27% |
Харьковской | - 30% |
Крепостное право - "надорвало рост городского населения и успехи
городских ремесел и фабричного производства". Нет буржуазии. В царствование
Екатерины все крупные обороты страны находятся в руках английских и голландских
капиталистов. "На третьем сословии покоились все надежды тогдашних либералов",
(162) и Екатерина очень заботилась о его развитии. Помехой развитию "третьего
сословия" явилось крепостное право. Крепостное дворовое ремесло соперничало
со свободным городским. Одновременно беднеет крестьянин, суживается сельский
рынок.
Это понимал русский посол в Париже кн. Димитрий Голицын, тот
самый, который попытался сделать Россию конституционной страной при Анне
Ивановне. Он полагал, что торговля не может процветать, если крестьяне
лишены собственности на свое движимое имущество.
Правительство начинает сознавать вред крепостного права еще
при Екатерине. Павел издал первый закон, облегчающий положение крестьян
- закон о трехдневной барщине. При Александре 1 уже ставится вопрос об
отмене крепостного права. Это государь, который дал три конституции (Франции,
Польше и Финляндии, но не дал ее России) освободил от крепостной зависимости
крестьян Эстляндии, Лифляндии и Курляндии (но не освободил русских крестьян).
В прибалтийских провинциях крепостное право носило особенно
отталкивающий характер.
Ливонские рыцари установили в землях, именовавшихся позже остзейскими
провинциями, самое настоящее рабство. Книга Готлиба Меркеля "Латыши, особенно
в Ливонии, в конце философского столетия", изданная по-немецки в Лейпциге
в 1796 году, настоящий памятник рабского положения латышей.
Рабство положило неизгладимый отпечаток на самый вид и манеры
латыша. "Вообще рабская пугливость и недоверие - самые выдающиеся черты
в характере ливонского крестьянина, отмечает Меркель. За 30 шагов, даже
проходя мимо помещичьего дома, он снимает шляпу и приседает: нельзя сказать
кланяется при всяком взгляде на помещика. Потом он крадется понурив голову,
чтобы поцеловать у него кафтан или ногу".
Вот еще свидетельство одного из глубоких знатоков прибалтийских
дел славянофила Ю.ф.Самарина.
"Два раза в 1739 и 1774 годах, по случаю каких-то понадобившихся
справок, юстицколлегия и сенат обращались в Лифляндию с вопросов какие
там установлены отношения между помещиками и крепостными людьми. Им было
отвечено в первый раз от имени дворянского представительства, а во второй
от имени гофгерихта, что эти отношения основаны на праве завоевания, что
крестьяне с их имуществом, как военная добыча, составляют полную собственность
помещиков, что это право никогда не подвергалось никаким ограничениям,
что сами владельцы, нисколько однако от него не отрекаясь, по собственному
своему произволению, определили размер крестьянской барщины и оброков и
дозволили поселянам располагать своими заработками, единственно в видах
поощрения их к трудолюбию, но что упомянутый размер отнюдь не имел в себе
ничего обязательного для владельцев и ни мало не стесняло их в праве повышать
повинности по их усмотрению; что бывшими шведскими ревизиями устанавливались
только государственные подати; правила же, определявшие размер частных крестьянских
повинностей, относились исключительно к казенным имениям; что дворянство
по собственному внушению пожертвовало своим историческим правом живота
и смерти над крестьянами, но при этом сохранило право телесного наказания,
которому не могло быть положено никаких законных границ - вне личного благодушия
помещиков; наконец, что местное земское уложение положительно запрещало
крепостным людям обращаться к кому-либо с жалобами на своих владельцев".
Для русского сознания особенно отвратительна эта точка зрения
на человека, как на военную добычу, эта ссылка на право завоевания.
В 1817 и 1819 годах судьба латышей и эстонцев радикально изменилась.
Волею императора Александра 1 военной добыче было возвращено звание человека.
Есть мнение, широко распространенное в западных кругах, что
русское рабство обязано своим происхождением византийскому влиянию. Мнение
это не выдерживает критики. Русское крепостное право окончательно сложилось
во вторую половину ХVII-го и первую половину ХVIII-го веков, когда византийское
влияние совершенно ослабело. Крепостное право у нас сложилось окончательно
не под влиянием Византии, а под влиянием западных образцов. Кроме того,
ливонские рыцари и Польша были совершенно свободны от византийского влияния,
а вот создали же у себя худшие образцы крепостного права. Уничтожение крепостного
права и превращение крепостных крестьян в "свободных сельских обывателей"
было первой из великих реформ Александра II. Знаменитый манифест 19 февраля
1861 года принес "долгожданную свободу, дорогую весть". "Осени себя крестным
знаменем, православный народ и призови с Нами Божие благословение на твой
свободный труд" (слова поэта А.Н.Майкова).
Реформа была очень радикальна. Крестьяне получили не только
личную свободу, но и значительный земельный надел, приблизительно всю землю,
которую они обрабатывали на себя при помещичьей власти. Выкупные платежи
за землю были рассрочены на сорок лет.
Нигде на Западе крестьяне с землей освобождены не были. Честь
освобождения с землей принадлежит только России. Реформа была проведена
в условиях упорной борьбы с большинством помещиков, не желавших освобождения
или по крайней мере, настаивавших на обезземелении крестьян. Поэтому реформе
была отчасти испорчена вынужденными уступками крепостническим элементам.
Реформа была осуществлена прежде всего по воле государя, а затем
усилиями лучшей части бюрократии и дворянства. В начале во главе работ
по освобождению стоял генерал Я.И.Ростовцев. Он скоро понял необходимость
наделения крестьян землей. Он выдержал тяжелую борьбу со сторонниками обезземеления.
На смертном одре (он умер до окончания реформы) он слабым голосом говорил
царю: "Государь, не бойтесь".
Как всегда не было недостатка в голосах, которые считали, что
Россия не способна осуществить реформу, ибо народ не способен к свободе.
Один помещик уверял, "что он будет" висеть на фонаре параллельно и одновременно
с петербургскими реформистами. Другой писал: "Вместе с дарованием крестьянам
вольности государь подпишет мне и многим тысячам помещиков смертный приговор.
Миллион войск не удержит крестьян от неистовства". Третий: "Разрушить этот
порядок, значить приготовить гибель государству".
Реформа мела и важные недостатки. Во-первых, была сохранена
сословная обособленность крестьян; во-вторых, общинное землевладение. Они
очень больно чувствовались к концу века. Устранить эти недостатки должен
был (и в значительной мере устранил) последний крупный русский государственный
деятель П.А.Столыпин.
Н.И.Осипов.
Не страшен нам путь тот суровый,
Надеждою он осенен, И пламенем веры Христовой Наш огненный меч освящен. |
И помнить могилы тех славных,
Что отдали жизнь за нее, И храмов трезвон православных, И знамя родное свое. |
Работать на благо России,
Жить дружной и тесной семьей, Заветы хранить дорогие Стремимся мы всею душой. |
Мы - витязи славной России,
За веру, за Русь мы идем И, полные веры и силы, Мы всех за собою зовем. |
Не слышны в саду даже шорохи
Все здесь замерло до утра. Если б знали вы, как мне дороги Подмосковные вечера. |
Что ж ты, милая, смотришь искоса,
Низко голову наклоня. Трудно высказать и не высказать Все что на сердце у меня. |
Речка движется и не движется,
Вся из лунного серебра. Песня слышится и не слышится В эти тихие вечера. |
А рассвет уже все заметнее.
Так пожалуйста, будь добра, Не забудь и ты эти летние Подмосковные вечера. |
Iхав козак на вiйноньку, Прощав свою дiвчиноньку: "Прощай, миленька,чорнобривенька, Я иду в чужую cторононьку. |
Подай, дiвчино, хустину, -Може в бою ще загину; Темноi ночi накриють очi - Легше в могилi спочину. |
Лихii люди насилу Взяли нещасну дiвчину А серед поля гнеться тополя Та на козацьку могилу. |
1. | Членом круга может стать разведчик со 2-м разрядом и который старше 17 лет. В круг также можно принять ребят, до этого не состоявших в организации с условием что, он сдаст скомбинированный 2 и 3 разряды в течение трех месяцев с дня его поступления в круг. В круг принимаются новые члены по рекомендации кого-нибудь из активных членов круга. Вопрос о принятии нового члена разбирается заочно, активными членами и разрешается путем голосования. |
2. | Каждый член крута имеет право одного голоса. Начальник круга, по традиции, сохраняет за собой право двух голосов. Вопрос, подвергшийся голосованию считается принятым, если за него подано больше половины голосов. |
3. | Сборы происходят, нормально, раз в неделю. В данное время они у нас состоятся по пятницам от.7.30 до 10 часов вечера (2 1/2 часа). В случае костра или каких-нибудь других выступлений о начале сборе уславливаются заранее. |
4. | Посещаемость должна быть аккуратной. Разрешается в исключительных случаях, опоздать на 15 минут. Круг ждет и не начинает сбора. В 7.45 часа сбор,хотя и с минимальным количеством членов, т.е. 3 члена и начальник, начинается. Опоздавший на сбор больше 15 минут, без уважительной причины, будет считаться что он на этом сборе вообще не присутствовал. Три неуважительных пропуска ведут к исключению из крута. Пропуск без предварительного предупреждения будет считаться неуважительным. |
5. | За неуважительные пропуски сборов, за недостойное витязя поведение, за неисполнение приказа, начальник круга имеет право исключить такого члена из рядов крута. Исключенный член не теряет права быть исключенным из дружины и организации, также, после исключения начальником из круга он имеет право обжаловать свое дело через секретаря круга,который назначает суд чести. |
6. | В суд чести члены выбираются секретарем круга. Суд чести состоит из трех членов и начальника круга. Решения суда чести проводятся путем голосования (большинством голосов). На суде чести, начальник круга хотя и присутствует,но никакого права голосовать не имеет. Голосование проводится способом закрытой баллотировки. |
7. | В круге витязей числятся следующие посты: начальник круга, секретарь, казначей, заведующий печатью и пропагандой. За отсутствием начальника круга место его занимает секретарь круга. Должность казначея можно совместить с каким-нибудь другим постом. Заведующему печатью и пропагандой даны следующие обязанности: стенгазета, переписка с журналами (разведческими) и проведение в жизнь, а также и планировка разных разведческих предприятий в общественности. |
8. | На сбор, нормально, являются члены круга в штатском за исключением начальника и дежурного по штаб квартире. Члены круга являются в форме в торжественных случаях, на специальные доклады и костры. |
9. | Дежурный обязан прийти за 1/4 часа до начала сбора и приготовить помещение к сбору. В тех случаях, если сбор не проводится в помещении круга то, дежурный (по очереди) исполняет свои обязанности там, где сбор состоит. Для примера, если устраивается доклад в помещении дружинной штаб-квартиры дежурный подготавливает то помещение, если вместо сбора проводится костер,то дежурный подготавливает все нужное для костра (дрова, очищает место и т.д.). Если сбор проводится в собственном помещении круга, дежурный должен подмести, проветрить и затеплить лампадку. После сбора помещение прибирается. За плохое исполнение дежурства на дежурного накладывается штраф в 1 доллар. За этим следит секретарь круга. В случае непредвиденных причин дежурный может подмениться с кем-нибудь из товарищей, это предоставляется самому дежурному. В таком случае все требования будут налагаться на нового дежурного. |
(Постановлено крутом 28 января 1960)
1. распространенное, даже м.б. господствующее в кругах интеллигенции, мнение о социализме, как о готовом рецепте для решения всех существующих проблем; |
2. сильно влияющая, особенно на простой народ, демагогия большевиков ("Долой войну! Заводы - рабочим, земля -крестьянам!" и т.д.); |
3. инстиктивное отталкивание молодежи от "вытоптанных дорожек", влечение к "новому" и "великим делам" ("Мы новый мир построим! Коммунизм - это молодость мира! Всемирный пожар во имя вечного мира и счастья всех людей! Коммунизм - рай на земле!" и т.д.). |
1. возникновение Союза коммунистической молодежи (комсомола), который был задуман его юными основателями как революционное молодежное движение, по мысли режима однако должен был исполнять функции контрольного аппарата партии над молодежью. Излишне упоминать, как восторжествовала последняя точка зрения; |
2. возникновение двух групп, поставленных в очень трудные жизненные условия и охвативших значительную часть молодежи - беспризорники и "лишенцы"; |
3. изоляция молодежи от внешнего мира и запрещение всех без исключения некоммунистических юношеских движений и организаций; |
4. поощряемое властью и даже силой насаждаемое безбожие; |
5. уничтожение системы воспитания, основанной на гуманизме, на стремлении к пробуждению живой мысли и замена ее мертвой системой вдалбливания коммунистических "истин", являющихся табу для здравого рассудка. |
1. волна патриотического подъема после того, как стало очевидным, что в опасности вовсе не режим, а родина (сама власть поспешила ловко переменить шкуру, поняв, что только таким путем она может спастись) |
2. возвращение к Богу, столь сильное, что режиму пришлось вновь допустить церковь |
3. союз о великими западными демократиями, к которому наш народ, несмотря на многолетнюю лживую советскую пропаганду, отнесся положительно |
4. непосредственный контакт огромного количества людей, в большинстве
своем именно молодежи, с внешним миром (пленные, "остарбейтеры", солдаты
РОА и Красной Армии, беженцы и т.д.).
Каким было положение после окончания войны, очень метко выразил в своем романе Борис Пастернак: "Хотя просветление и освобождение, которых ждали после войны, не наступили вместе с победою, как думали, но все равно, предвестие свободы носилось в воздухе все послевоенные годы, составляя их единственное историческое содержание." |
(Борис Пастернак, из эпилога к роману "Д-р Живаго")
Воплотиться этому предвестию, к сожалению, не было суждено.
Наоборот, деспотия была доведена Сталиным до предела:
"Салют!
И снова пятилетка.
И все тесней лучам в венце.
Уже и сам себя нередко
Он в третьем называл лице",
в то время, как сановники режима
"В чинном зале,
И рта открыть ему не дав,
Уже, вставая, восклицали:
- Ура! Он снова будет прав",
а "тетка Дарья" в колхозе на
Смоленщине влачила жалкое существование
"С ее терпеньем безнадежным,
С ее избою без сеней,
И трудоднем пустопорожним,
И трудоночью не полней;
С ее дурным озимым клином,
На этих сопках под окном;
И на печи ее овином,
И середи избы гумном;
И ступой - мельницей домашней -
Никак из древности седой;
Со всей бедой -
Войной вчерашней -
И тяжкой нынешней бедой",
как признался - десять лет спустя - поэт Твардовский (поэма
"За далью даль", из заключительной главы "Так это было".)
"Предвестие свободы" притихло, но не умерло. Умер Сталин.
И если надежды на перемены в связи с изменением лиц на верхах
оказались беспочвенными, то малейшие послабления, вызванные переходным
периодом во время борьбы за наследство, были тотчас восприняты подневольным
населением коммунистической империи, как сигнал к контрнаступлению. Предвестие
свободы быстро перерастало в призрак свободы. Восстание в восточной Германии
- под руководством рабочих! - и народная революция в Венгрии - начатая
молодежью! - были самыми мощными манифестациями этих стремлений.
- детективные фильмы в кино и телевидении; |
- широкое распространение "комиксов" и всякой дешевой литературы о гангстерах, детективах... |
- свободная продажа оружия; |
- реклама, делаемая малолетним преступникам в кино, телевидении, печати. |
Недавно один из самых влиятельных политических деятелей США представил проект по борьбе с малолетней преступностью, сводящийся к следующему:
- юные преступники, достигшие пятнадцатилетнего возраста должны быть судимы, как судятся взрослые за такие преступления, как грабежи, изнасилование или убийство... |
- лагеря для принудительного труда для юных преступников должны быть расширены; |
- в целях предотвращения безделья среди подростков, необходимо пересмотреть трудовые законы и расширить прием на работу четырнадцатилетних и пятнадцатилетних! |
ИАЧ.
- малая привлекательность работы, проводимой с новопоступающими витязями, из-за отсутствия связи между разведческой и витязьской ветвью; |
- неясность критериев витязьской работы и отсутствие личных требований для сознательной подготовки к ТОВ; |
- молодость и неопытность многих старшин кругов; |
- наконец, недостаточное осознание большинством старшин и духовников кругов апостольского значения роверизма. |
а) Сделать работу с витязями привлекательной для разведчиков, переходящих из отрядов. Принимать ребят такими, какие они есть
на самом деле, а не такими, какими мы хотим их видеть, т.е. брать "по",
а не "против шерсти". Один старшина круга не нашел ничего лучшего для привлечения
разведчиков в витязи, как, вызвав их, прочитать им двухчасовую "лекцию"
о совершенной - для их личной формировки - необходимости поступать в круг.
О последствиях говорить не приходится... Между тем необходимо опираться
на психологию ребят, а не говорить им речей, в то время как они ждут действий
и активного личного участия.
В дальнейшем будут приложены усилия для нахождения ответственных
заданий для новопоступающих в круг, в частности для бывших вожаков.
б) Добиться осознания витязями того, чем они являются, той цели,
которую они хотят достичь. Предложить им ряд требований, которые приведут
их к ТОВ. Для этого каждому кругу было предложено составить "партию круга"
- сборник простых требований, точных и реалистичных, считаемых витязями
необходимыми для подготовки к ТОВ и которые они обязуются выполнять.
Подобные хартии были составлены 70% кругов. Они полны исканий
и динамики, но надо признать, что многие из них слишком требовательны и
сделали бы ребят настоящими святошами. Создается впечатление, что следуя
некоторым из этих хартий витязь больше никогда не должен был бы встречаться
с девицами, пить спиртного, курить папиросы...
Впредь предлагается посылать эти хартии в Главную Квартиру для
поправки и советов. Особое ударение будет делаться на то, что бы личные
и общие обязательства выбирались из области служения молодежи - нормальной
среде витязей - в группировках молодежи, приходских советах, работе с разведчиками.
в) Бороться с молодостью и неопытностью старшин кругов. Они
должны быть воспитателями людей; воспитатель же должен быть сам воспитан,
т.е. быть взрослым, независимым и уравновешенным. В 20 лет человек еще
не взрослый, за редкими исключениями.
Как общее правило, желательно, чтобы старшина круга был человеком
семейным, лет 25-30, сознающим апостольское значение скаутизма, на хорошем
профессиональном уровне.
При таких условиях можно надеяться, что будет создана старшая
ветвь, члены которой поймут, что каждый из них имеет свое место в замысле
Божием, что каждый призван осуществить часть этого замысла, что он должен
нести Слово Божие N-ому числу других людей (10, 100, 1 000, или 10 000
смотря по его способностям).
Думая, что эти методы представляют большой интерес и для ОРЮР,
я привел выше основное содержание этого отчета о работе старшей ветви у
французов.
Лось.
5. 11. Богослужение по случаю начала семестра |
6. 11. Вечер в доме корпорации "Реция" - |
10. 11. Сбор. Отчет о съезде организации |
24. 11. Сбор: сообщения о проведенных экскурсиях, походах и т.п. |
27. 11. Танцевальный вечер |
1. 12. "Адвентфейер" круга(предрождественское празднование) |
9. 12. "Адвентфейер" - общестуденческий |
12. 12. Посещение "Дейтчес музеум"(технический музей в Мюнхене) |
15. 12. Сбор: - тема не указана |
19. 1. Сбор: дискуссия с представителем Главной Квартиры |
24. 1. Богослужение и религиозный сбор Сбор: "Проблемы воспитания юношества" |
6-7. 2. Поход на лыжах |
12. 2. Карнавальный бал |
16. 2. Сбор: беседа с духовником |
23. 2. Сбор: перевыборы старшины, обсуждение проведенной работы |
24. 2. Богослужение по случаю окончания семестра
В начале марта лыжный спорт в горах. В конце программы указано, что по средам круг идет на вечернее богослужение, по воскресеньям встречается на обеде в католическом доме и раз в месяц встречается на ужине в определенном ресторане. А вот программа летнего семестра: |
5. 5. Богослужение |
10. 5. Сбор (тема не указана) и вечер в корпорантском доме "реция" |
11. 5. Вечернее Богослужение и общий ужин |
18. 5. Поездка - богомолье в монастырь |
22. 5.-27. 5. участие в акции студенческой католической миссии. |
26. 5. "Нахмиттагсбуммель мит дамен" (у переводчика опускаются руки) |
31. 5. Сбор - "Евхаристический конгресс". На Троицу - лагерь в хате в Альпах |
14. 6. Сбор (тема не указана) |
15. 6. Евхаристическое торжество в церкви |
16. 6. Участие в процессии по случаю дня Тела Господня |
21. 6. Сбор: доклад о производственной психологии (Бетрибспсихологи) |
22. 6. Богослужение и общий ужин |
24. 6. Летний бал |
28. 6. Сбор(тема не указана) |
2-3. 7. Поход в монастырь Андекс и ТО витязей |
5. 7. Посещение одного из мюнхенских кругов |
12. 7. Сбор(тема не указана) |
19. 7. Сбор: перевыборы старшины и обсуждение проведенной работы |
20. 7. Богослужение и общий ужин. |
Кроме того запланировано: общее посещение театра с последующей
дискуссией, посещение офицерской школы, плавание на парусных лодках на
озере и встреча с бывшими скаутами.
Лобо.
"Опыт" № 8,
стр.14 |
Работа над собой - Еж.. |
8,16. | Анкета для витязей и старших разведчиков |
10,3. | 1-ый Курс Начальников Кругов - Пингвин |
10,4. | Разведчество и старшая молодежь - Пингвин |
11,30 | Еще о работе со старшими - Прилежный Медведь |
12,23. | Витязи и политика - Инструктор |
13,13. | О некоторых проблемах старшей ветви ОРЮР - ски.А.Поремский. |
13,20. | Долой громоздкие круги! - ски.Г.Месснер |
17,16. | В защиту названия "витязь" - Ст.Волк |
"...Собираемся четыре раза в месяц, по пятницам. Сборы наши
разбиты так. Один сбор - костер, общий для всех. Приглашаем всех старших
разведчиц и руководительниц; также приглашаются все "симпатизирующие" нашему
движению. Костер дружественный - на подобие "неофициального костра старших"
перед концом юбилейного слета САС (!) - поем по желанию каждого из нас,
острим, пьем чай... Вскользь, между прочим, скажу парочку слов, поделюсь
проблемами текущей жизни... Потом снова песня,- и два часа проходят незаметно
и приятно. Впечатление у всех хорошее. Чувствуется плечо, а это так важно
в нашей работе...
Один сбор - доклад какого-нибудь докладчика-специалиста: искусство,
музыка, история и т.п. Приглашается опять наша женская ветвь и друзья.
Два сбора проходят в рамках круга. Обсуждение вопросов нашей
работы, чтение докладов. На прошлой неделе читал доклад о Венском фестивале.
Материалы: "Опыт" № 34 и американские журналы. После доклада -маленький
вывод о деятельности молодежи в эмиграции и о том, что мы в этой области
можем делать в Лос-Анжелесе...
Собираемся еще начать прохождение специальности "пропагандист".
Буду устраивать пятиминутки, чтобы ребята смогли спокойно говорить, не
заикаясь, приобретать некоторое "нахальство".
Помимо этого целый ряд общественных задач: работа в дружине,
печатание матриц для "Первого разряда", перевозка ребят на машинах на сборы,
печатание стенгазеты..."
нач. 4 круга, Лос-Анжелос.