ИСТОРИЯ
РУССКОГО РАЗВЕДЧЕСТВА

Братья и сестры! Готовясь к сдаче второго разряда, вы должны больше узнать о собственной организации. Вы давали клятву жить по разведческим законам и Торжественному обещанию, а хорошо ли вы знаете тех ваших предшественников и учителей, которые впервые составили и записали эти законы? Настоящий разведчик должен хорошо знать историю скаутского движения, частью которого является история нашей родной организации -русских разведчиков.

Основатель разведчества Роберт Баден-Пауэлл родился 22 февраля 1857 года в Англии. В 19 лет он окончил школу, сдал экзамен на звание офицера и был послан в Индию, в 13-й гусарский полк. После восьми лет службы Баден-Пауэлл вернулся в Англию и перешел на службу в военную разведку.

Будучи превосходным офицером, Баден-Пауэлл был и хорошим художником, и талантливым артистом. Эти качества помогали ему в разведке: вооружившись сачком для ловли бабочек, Баден-Пауэлл бродил по вражеской территории. Неприятелю было невдомек, что старый чудак-коллекционер, старательно зарисовывавший в альбом свои трофеи, на самом деле - вражеский разведчик, который под видом бабочек заносил в свой планшет планы австрийских военных крепостей.

Позже Баден-Пауэлл был послан в Южную Африку, где в 1896 году принимал участие в подавлении негритянского восстания. Там он написал книгу о своих приключениях. В этой книге он говорил, что негры за храбрость назвали его "волк, который никогда не спит". Незадолго до начала англо-бурской войны 1899-1902 годов Баден-Пауэлл был назначен командиром гарнизона города Мафкинга. Когда началась война и буры окружили Мафкинг, Баден-Пауэлл укрепил город, организовал оборону и продержался 217 дней (7 месяцев), пока не пришел на выручку специально посланный отряд.

Для защиты Мафкинга Баден-Пауэлл мобилизовал всех мужчин, способных носить оружие. Кроме того, из мальчиков 12-14 лет - старшие были мобилизованы - Баден-Пауэлл отобрал лучших, которых посылал на разведку - следить за неприятелем и проносить письма через линию фронта. Буров было мало, и они не могли окружить Мафкинг сплошным кольцом, так что мальчикам удавалось незаметно проползать мимо неприятеля.

За оборону Мафкинга сразу после конца осады в мае 1900 года Баден-Пауэлл был произведен в генерал-майоры, а в 1907 году - в генерал-лейтенанты.

В 1903 году после окончания войны Баден-Пауэлл вернулся в Англию, где к тому времени появились две организации мальчиков - "Бригады мальчиков" и "Индейцы - знатоки леса". Кроме того, лагеря для молодежи устраивал "Христианский союз молодых людей" - сокращенно YMCA, или по-русски - ИМКА. Ознакомившись с их работой, Баден-Пауэлл решил создать свою собственную организацию.

Летом 1907 года он собрал группу из 22 мальчиков и провел с ними 10 дней в палаточном лагере на острове Браунси, основав там первый отряд английских бойскаутов, а с января следующего, 1908 года начал издавать свою знаменитую книгу -"Scouting for boys" в 6 частях, состоящую из 26 "бесед у костра".

Книга Баден-Пауэлла вызвала интерес в Великобритании и ее колониях. Вскоре она была переведена на русский, японский и другие языки. Баден-Пауэлл стал получать много писем от людей, которые заинтересовались скаутизмом, и ему пришлось даже нанять секретаря, чтобы отвечать на все письма.

В 1910 году британский король Эдуард VII уговорил генерала Баден-Пауэлла уйти из армии, чтобы целиком посвятить себя работе со скаутами. Работа продвигалась успешно: в 1910 году в Великобритании и колониях было уже 123 000 бойскаутов, а еще раньше, в 1909 году, в Англии появились и первые отряды девочек - герл-гайд.

В 1922 году за свою работу с бойскаутами Баден-Пауэлл получил титул баронета, а в 1929 году - титул "лорд оф Гилвелл". Гилвелл - это место, где находились курсы для руководителей, основанные Баден-Пауэллом в 1919 году.


1. Зарождение скаутизма в России

Как мы уже сказали, успех книги "Scouting for boys" ("Разведка для мальчиков") был потрясающий, и она быстро разошлась по всему миру. Ее прочитал и Николай Второй, свободно владевший английским языком. Государю книга очень понравилась. По его приказу она была переведена на русский язык и опубликована в издательстве Генерального штаба под заглавием "Юный разведчик".

Прочитав книгу, идеей скаутизма увлекся капитан лейб-гвардии Стрелкового полка Олег Иванович Пантюхов. Его пленили, как пишет он в воспоминаниях, идеалы "патриотизма, любви к Богу, помощи ближнему, самодеятельности, любви к природе... рыцарские качества и навыки", которые надо было лишь дополнить "русскими обычаями, песнями и играми", чтобы создать свою, столь нужную тогда России скаутскую организацию.

tmp58-5.jpg

30 апреля 1909 г. Пантюхов собрал детей и подростков, игравших на детской площадке в Павловском парке, "недалеко от музыкального павильона". Он рассказал им о только что прочитанной книге Баден-Пауэлла и по заблестевшим глазам мальчиков сразу же увидел, как их увлекла идея скаутизма. Затем, отобрав среди молодежи семь наиболее подходящих кандидатов, Олег Иванович приступил к созданию ядра первого - Царскосельского - отряда русских скаутов-разведчиков.

Дело пошло быстро и споро. С самого начала скаутизм в России стал делом инициативы местных руководителей - скаут-мастеров и детей - разведчиков. В каждом городе у скаутских отрядов и дружин могли быть свои собственные обычаи, своя, отличающаяся от других, особая форма. Но их объединяло главное: служение общим для всех идеалам и сознание того, что все скауты России - члены одной большой и дружной семьи. Уже весной 1910 года преподаватель Первой мужской гимназии Василий Григорьевич Янчевецкий (известный во всем мире как писатель В. Ян) создал в Петербурге Легион юных разведчиков. Но скаутское движение получило широкое развитие в столице лишь с осени 1914 года, после создания Всероссийского общества содействия мальчикам-разведчикам "Русский скаут" под председательством вице-адмирала Бострема. Вскоре Первый петроградский отряд разросся в большую дружину, насчитывающую около 500 скаутов, разделенных на три городских отдела.

В Москве зачинателем скаутского движения стал в 1910 году офицер Александровского Московского военного училища штаб-ротмистр Захарченко. Но так же, как и в Петрограде, дело приняло широкий оборот лишь с 1915 года, после создания и в Москве общества содействия под председательством вице-адмирала Чайковского - брата композитора П. И. Чайковского. С самого начала в судьбе общества приняла деятельное участие великая княгиня Елизавета Федоровна - сестра государыни.

Начальником первого московского отряда стал редактор популярного журнала "Вокруг света" В. А. Попов. На страницах журнала начал печататься особый скаутский листок под заглавием "Будь готов!". В работу включился и известный педагог B. C. Преображенский, в 1917 году опубликовавший одну из лучших русских книг о скаутизме под заглавием "Бойскауты".

Основателем и деятельным руководителем скаутской организации в Киеве был доктор А. К. Анохин, председатель Киевского спортивного общества. Киевские скауты особенно активно участвовали в работе общественных и благотворительных организаций, помогали приему раненых с фронта, заменяли ушедших на войну крестьян во время летних полевых работ. В 1915 году доктором Анохиным был создан первый в России отряд герлскаутов - девочек-разведчиц. К концу года в Киеве было уже около 700 разведчиков и 150 разведчиц.

К 1917 году скаутское движение охватило уже всю Россию. Сохранились сведения о работе разведческих отрядов и дружин более чем в пятидесяти городах: от Пскова и Смоленска до Владивостока, от Архангельска и Ярославля до Одессы, Ялты и Пятигорска. По самым приблизительным подсчетам, общая численность российских разведчиков и разведчиц достигала 20 тысяч человек. Причем в некоторых губерниях скаутизм начал охватывать не только города, но и села.

Российское разведчество было признанным участником международного скаутского движения. Дети переписывались со своими братьями - скаутами из западноевропейских стран. Руководители стремились совершить поездку в Англию -колыбель скаутизма. В декабре 1910 года Россию посетил Баден-Пауэлл. Он встречался с Олегом Ивановичем Пантюховым и русскими скаутами, был принят с большой теплотой государем.

По инициативе Общества содействия мальчикам-разведчикам в декабре 1915 года в Петрограде состоялся Первый всероссийский съезд инструкторов и лиц, интересующихся скаутизмом. Второй съезд собрался там же в декабре 1916 - январе 1917 года. В этих съездах принимали участие не только активные скаутские руководители, но также видные профессора, литераторы, педагоги и общественные деятели. На съездах были приняты тексты законов и торжественного обещания, общие для всех русских скаутов. Были также утверждены программы по специальностям и разрядам, правила ношения формы и знаков отличия. Особое внимание было уделено вопросу подготовки и облика скаутского руководителя.

На конец 1917 года был намечен Третий всероссийский скаутский съезд. Но он не состоялся из-за революционных событий, а затем и гражданской войны, охватившей Россию.


2. Судьбы скаутизма в России с 1917 года

Февральская революция 1917г. мало отразилась на судьбах русского скаутизма. Новая, февральская, власть относилась к этому движению либо безразлично, либо доброжелательно. Она формально стояла на патриотической позиции и стремилась предотвратить развивающиеся в стране распущенность и отказ от исполнения гражданского долга. Но, конечно, общая ситуация развала общественной и государственной жизни не могла не отразиться на условиях скаутской работы. Таким образом, например, Петроградская скаутская дружина по просьбе общества "Трудовая помощь", организованного группой священников, послала двести своих разведчиков на помощь крестьянам Херсонской губернии. Скауты жили в деревенских школах и все лето помогали крестьянам на полевых работах.

В Москве, как и во многих других городах, 1917 год был временем бурного развития скаутской работы. Правда, кое-где уже тогда возникли трудности. В Киеве, например, разведческая дружина официально прекратила свое существование после отказа заменить свое знамя красным флагом для участия в очередном городском шествии. Вскоре работа возобновилась, но при частых сменах власти вплоть до окончания гражданской войны киевским скаутам часто приходилось очень туго. Как бы то ни было, скаутское движение бурно развивалось в России и, по некоторым данным, к концу 1917 - началу 1918 года включило в себя около 50 000 юных разведчиков и разведчиц в 143 городах.

Когда гражданская война разделила Россию на враждебные лагеря, скаутская работа не заглохла и продолжала развиваться как при белой, так и при красной власти.

Первые годы скаутская деятельность в советской России не преследовалась систематически. Появились даже "юные коммунисты" - "юки", которые фактически были "красными" скаутами, перенявшими от разведчества все, кроме идеологии. Пионерская организация на первых порах также во многом вдохновлялась скаутизмом. Пионеры переняли от скаутов девиз "Будь готов!", ношение галстука, традицию костров, некоторые песни. Надежда Крупская с огорчением тогда писала, что "в бойскаутизме есть что-то такое, что неудержимо влечет в его ряды молодежь, что дает молодежи удовлетворение, заставляет привязаться к организации. Это что-то - методы подхода к подростку".

И при советской власти скаутские единицы, как правило, продолжали работать при средних учебных заведениях и охватывали в основном детей городской интеллигенции. Среди них оказалось немало будущих научных и культурных деятелей России. Известный писатель Виктор Некрасов, например, с большой теплотой вспоминал о своем пребывании в киевском скаутском отряде.

Но с 1920 года тучи стали быстро сгущаться. С этого времени руководство комсомола стало всеми средствами добиваться ликвидации скаутского движения. В Москве, например, комсомольцы громили скаутские штаб-квартиры и их лагеря, нападали на отдельных скаутов, добивались высылки из города активных скаутмастеров. Это привело к тому, что на конференции скаутских руководителей, проведенной в августе 1921 года, было решено московскую скаутскую организацию "свернуть", перейти на нелегальное положение и стремиться вести работу, по мере возможности не теряя связи. Еще в июне 1922 года на похоронах старшего из скаутмастеров Фатьянова собралось в Москве около 500 скаутов.

В 1923 году скаутизм в России был официально запрещен. А в 1926 году была проведена серия арестов среди членов организации. Более 1000 руководителей и старших разведчиков лишились свободы, и многие из них затем погибли на Соловках. В 1927 году парижская русская газета "Возрождение" получила письмо от бывшего заключенного Внутренней тюрьмы ОГПУ. Он писал, что в 1926 году в ней пребывало около 150 юношей и девушек-скаутов в возрасте от 16 до 20 лет. Они были арестованы 23 апреля, в день скаутского праздника - поминовения великомученика Георгия Победоносца. Вот его рассказ:


"Ночью 23 апреля к нам в камеру ввели двух юношей 18 и 20 лет. Милые, славные мальчики, с чистой, благородной душой, повествуя нам о задачах и целях скаутизма, о сопротивлении, оказываемом их организацией попыткам большевиков внести в нее разлад, влили свежую живую струю в пашу мрачную тюремную жизнь. В присутствии этих юношей мы все как-то изменились... Поляк перестал ругаться теми русскими словами, которые внедрились к нам с времен татарщины; журналист бросил рассказывать сальные анекдоты...; инженер перестал пикироваться с директором, а сионист-социалист отказался убеждать всех в грандиозности производимого большевиками социального опыта... Мальчики бодро держали себя, занимались гимнастикой и мечтали о том, что, может быть, скоро их отпустят... И глядя в их чистые правдивые глаза, мы чувствовали, что наряду с темным молодым поколением, записавшимся в ряды комсомола, в России есть еще живое здоровое юношество, которое придет к нам на смену и не даст угаснуть тому духу, который так настойчиво вытравливается руками деспотов-коммунистов".


В стане белых скаутизм, как правило, не только приветствовался, но и всячески поддерживался местной властью. Ряд видных белых вождей видели в разведчиках и разведчицах образцовых граждан будущей России. Особенно благоволили к скаутам, например, главнокомандующий белыми войсками на Северном Кавказе генерал Эрдели, донской атаман генерал Богаевский и главнокомандующий Русской армией генерал Врангель.

Скаутская жизнь развивалась, как и ранее, на местной основе и часто продолжала быть связанной с учебными заведениями. Но среди скаутмастеров было также много офицеров тыловых учреждений или поправляющихся после ранений. В каждой области у скаутской работы были свои особенности. На Северном Кавказе, например, скаутские отряды принимали в свои ряды и местных мусульман. В Крыму при Врангеле русские скауты сотрудничали с еврейскими из организации "Макаби". Иногда дружины были весьма многочисленными: в 1919 году летний лагерь Томской дружины собрал 400 человек. Во Владивостоке в 1921 году в дружине состояло 5 отрядов разведчиков, отряд морских разведчиков, 2 отряда разведчиц и 2 стаи волчат, общей численностью в 300 человек. В 1920 году севастопольские скауты получили в свое полное распоряжение стоявший на мертвых якорях броненосец "Иоанн Златоуст", в котором они устроили свою штаб-квартиру. Во время крымской эвакуации белых частей скауты занимали строевые должности на кораблях и заботились об эвакуируемых раненых, больных и детях, которых грузили на корабли. Осенью 1918 года екатеринбургские скауты по поручению судебных властей активно участвовали в поисках останков замученных большевиками членов Царской семьи...

В1919 году возобновились попытки объединения российского скаутского движения в одно целое, начатые в предреволюционные годы. 20 марта в Челябинске на съезде скаутских руководителей Западной Сибири, Урала и Приуралья была учреждена Всероссийская организация скаутов и главой ее избран основатель скаутизма в России полковник Олег Иванович Пантюхов. А в Новочеркасске на съезде скаутских деятелей Дона и юга России, который длился с 29 сентября по 1 октября, Олегу Ивановичу Пантюхову было присвоено пожизненное звание Старшего Русского Скаута.


3. Русские скауты за границей (1919-1945)

Основоположниками русской скаутской работы за границей, бесспорно, оказались отряды русских скаутов, работавших в Латвии и Эстонии с ноября 1918 года, когда эти страны объявили о своей независимости.

Примерно год спустя, осенью 1919 года, деятельность русских скаутов началась и на Принцевых островах в Мраморном море. Эти острова, принадлежавшие Турции, были тогда заняты войсками Антанты. Союзники устроили здесь лагеря для русских беженцев, эвакуированных из Новороссийска и Крыма. На острова попало немало детей, а также несколько молодых скаутских руководителей -раненых бойцов Добровольческой армии: они собрали детей и начали с ними скаутские занятия.

Основатель скаутизма в России, полковник Олег Иванович Пантюхов, в феврале 1920 года также оказался на острове Принкипо и основал там отряд. 25 марта, в день его рождения, к нему приехали скауты с других островов и все вместе провели день в церемониях и играх. 25 марта 1920 года многие считают датой начала работы русских скаутов-эмигрантов в Европе.

Очень рано русская скаутская работа закипела и в Маньчжурии, куда с 1918 года в большом количестве стали стекаться русские беженцы. С 1919 по 1921 г. в одном Харбине было основано 6 отрядов скаутов-разведчиков и два отряда разведчиц.

Скаутские отряды стали появляться во многих других странах российского рассеяния. В 1920 году они уже существовали в Финляндии, Болгарии, Греции, Франции и Югославии.

На первых порах русские скауты за границей не были объединены в единую организацию, хотя общими для всех были песня-гимн "Будь готов!", скаутские законы и Торжественное обещание. Общим было также признание Олега Ивановича Пантюхова Старшим Русским Скаутом, не дающее ему, впрочем, никакой особой власти над местными отделами русских скаутов.

30 августа 1922 года Международное скаутское бюро признало и утвердило Организацию русских скаутов за границей. Постепенно ее стали называть Национальной организацией русских скаутов (НОРС). Это название впервые появилось в 1920 году во Франции. В 1924 году Олег Иванович Пантюхов утвердил временный устав Организации русских скаутов за границей, а в 1926 году ввел новый скаутский знак: на прежней простой лилии стал изображаться святой великомученик Георгий, поражающий дракона - по образцу центральной части российского государственного герба.

В 1934 году Старший Русский Скаут утвердил новый устав Национальной организации русских скаутов-разведчиков. Старый клич "Помни Россию!" был заменен новым - "За Россию!" Как и вся жизнь русских эмигрантов, работа русских скаутских организаций разных стран порой очень отличалась друг от друга. В странах, граничащих с Советским Союзом, за исключением Эстонии, местные власти не разрешали самостоятельной деятельности русских скаутов: их отряды должны были входить в местные скаутские организации. Румынские власти вообще запретили работу русских скаутов в Бессарабии и конфисковали знамя Кишиневской дружины. В Чехословакии из-за местных условий чисто скаутская работа велась в Праге и в Брно под официальной маркой организации "Витязей", а в Германии после запрещения Гитлером всех скаутских организаций скаутам пришлось также переименоваться в "Витязей" при Русском студенческом христианском движении.

В Китае русские скаутские отряды стали возникать в середине 20-х годов. Работа велась главным образом в Шанхае и Тяньцзине, но были единицы и в других городах.

Первый отряд русских скаутов в Шанхае был организован летом 1925 года при коммерческом училище, возглавил его преподаватель училища, скаутмастер Д. Г. Бочкарев. Это был смешанный отряд, общим числом около 60 скаутов, разведчиц и волчат. В 1929 году утвержден отдел НОРС в Китае с главной квартирой в Шанхае, куда переселился на постоянное жительство начальник отдела, скаутмастер Г. В. Радецкий-Микулич. В Китайский отдел входили: Шанхайская дружина, Тяньцзинская дружина, отряд морских скаутов в Шанхае, отряды, звенья в городах Пекин, Мукден, Дайрен, Циндао. Общая численность отдела достигала 600 человек. Среди руководителей Китайского отдела были скаутмастера Н. М. Ядрышников, С. Н. Рудин-Донченко, М. М. Плеханов, В. И. Захаров и другие. Председатель Комитета содействия Шанхайской дружине В. В. Рипас приобрел полный лагерный инвентарь, были проведены три больших лагеря за пределами Шанхая. Шанхайская дружина во время японо-китайского военного конфликта помогала русским беженцам. Она существовала и в годы японского управления: активно работали три отряда. Отметим большую издательскую деятельность Китайского отдела - были изданы многие скаутские пособия: "Спутник русского скаута", "Лагерное строительство", "Курсы для вожаков" и другие. Выходил также журнал "Под стягом св. Георгия Победоносца". В 1945 году многие русские эмигранты начали уезжать из Шанхая, но скаутская работа продолжалась.

В городе Тяньцзине (Северный Китай) первый отряд • русских скаутов был организован помощником скаутмастера П. Н. Воецким 9 марта 1928 года. Летом того же года отряд развернулся в дружину, и был проведен первый лагерь. Через год дружина встала лагерем в курортном местечке Пейтахо на участке Пекинской духовной миссии. Здесь и в дальнейшем чаще всего проводились лагеря. В 1934 году дружина состояла из отряда скаутов, отряда вожатых-девочек, стаи волчат и насчитывала около 60 человек. Через два года Тяньцзинская дружина объединяла уже 140 человек. В ноябре 1942 года она была расформирована.

В Европе в довоенное время скаутская работа особенно успешно развивалась во Франции и Югославии, где со временем образовались самые крупные общины русской эмиграции.

Дружина русских скаутов в Париже была создана в декабре 1920 года при русской гимназии скаутмастером Александром Лаврентьевичем Козловским. С самого начала были установлены дружеские отношения с местными французскими скаутами, проводились совместные сборы и походы. В 1926 году в Париже работали пять скаутских отрядов, была создана дружина и в Ницце.

Конец двадцатых - начало тридцатых годов ознаменовались раздорами среди скаутских руководителей. Двое из них -Павел Николаевич Богданович и Николай Федорович Федоров -порвали со скаутским педагогическим методом и с Олегом Ивановичем Пантюховым и создали собственные организации, построенные на более военизированном воспитании детей. Национальная организация витязей Федорова и особенно Национальная организация русских разведчиков Богдановича развернули широкую деятельность в разных странах российского рассеяния. Обе организации существуют и по сей день, но они гораздо малочисленнее НОРС.

Русский скаутизм возродился во Франции благодаря исключительно одаренному педагогу, приехавшему Францию из США - скаутмастеру Владимиру Аполлоновичу Темномерову, ставшему в 1932 году начальником парижского района Национальной организации русских скаутов. Работа быстро развивалась. Стали создаваться новые дружины в окрестностях Парижа и в провинции. Каждое лето проводилось несколько лагерей, в общей сложности собиравших более 500 участников. Самый крупный из них расположился в местечке Фабрегас, на Средиземном море. Лагерь "Фабрегас" у большинства его участников оставил неизгладимое впечатление и многих навсегда сделал скаутами.

В Югославии деятельность русских скаутов тоже началась в 1920 году. В дружественной славянской, отчасти православной стране работа развивалась в особенно благоприятных условиях. Король Александр, например, предоставил для русских скаутских лагерей свое загородное имение на горе Ававле.

Ряд русских скаутмастеров активно участвовали в создании югославской скаутской организации. Следует особенно отметить начальника Инструкторской части скаутмастера Максима Владимировича Агапова-Таганского ("брата Максима"), организовавшего сперва для югославских, а затем для русских скаутских руководителей систему педагогических курсов, которая и ныне действует у русских скаутов за границей. Скаутмастер Иван Алексеевич Гарднер, впоследствии ставший крупнейшим в мире специалистом истории древнерусского церковного пения, разработал для русских скаутов основной педагогический метод скаутского движения - так называемую звеновую (или патрульную) систему.

К концу тридцатых годов русская скаутская работа велась в разных югославских городах, особенно же процветала в Белграде и Сараеве. Она охватывала по всей стране около 400 русских девочек и мальчиков.

Когда началась война, на территориях, занятых СССР, организации русских скаутов-разведчиков были разгромлены, многие скауты были арестованы. Немцы также запрещали скаутскую деятельность в занятых ими странах. В Польше и Югославии, несмотря на опасность, русский скаутизм продолжил свою деятельность нелегально. Вскоре работа распространилась и на Германию и даже возобновилась на родной земле, в оккупированном немцами Пскове.

В странах, которые не были оккупированы немцами - Финляндии, Венгрии и Болгарии, - работа велась легально до самого конца войны, в какой-то мере скаутская деятельность продолжалась и в Латвии. В оккупированной Франции русская скаутская организация была официально распущена, но многие руководители не теряли связи и, как могли, помогали русским детям.

Во главе нелегальной работы в Центральной Европе стоял последний начальник Инструкторской

части, молодой скаутмастер Борис Борисович Мартино (см. фото). Везде, где было можно, проводились лагеря, курсы для вожаков и для руководителей. Во время войны скаутское движение преследовалось и немецкими, и советскими войсками, по вине и тех и других скауты понесли большие потери.


4. Русские скауты после Второй мировой войны (1945-1991)

В некоторых странах по окончании войны русская скаутская работа вновь возродилась, но далеко не в прежнем объеме. В Восточной и Центральной Европе с приходом советских войск были ликвидированы все эмигрантские организации, кроме откровенно просоветских, поэтому не могло быть и речи о русском скаутизме. На Дальнем Востоке крупнейшая - Маньчжурская -русская скаутская организация не пережила военного времени, затем наступила очередь китайских скаутов. Большинство дальневосточных русских беженцев перебрались со временем в Калифорнию и в Австралию.

В Европе два основных центра русского скаутизма оказались во Франции и в областях Германии, занятых западными союзниками. В условиях того времени между этими странами не могло быть почти никакого общения, и работа в них возрождалась самостоятельно и в совершенно разных условиях.

tmp58-6.jpg

В западной Германии, и особенно в Баварии, скопилось большое количество русских беженцев, размещенных в лагерях для "перемещенных лиц" ("Ди-Пи"). Там были тысячи детей. Собралось там и немало руководителей русских молодежных организаций в Югославии, Чехии и Германии, имеющих опыт совместной нелегальной работы с детьми в странах, занятых немцами.

4-6 ноября 1945 года состоялся съезд руководителей в Мюнхене, затем в январе 1946 года собралась конференция руководителей в лагере беженцев Менхегоф, а в сентябре 1947 года в городе Легау был проведен второй съезд. В съездах и конференции участвовали в большинстве своем руководители Национальной организации русских скаутов (НОРС), но были также представители организаций "Витязей" из Чехословакии и Национальной организации русских разведчиков полковника Богдановича. Они сообща решили создать новую организацию, объединяющую всех русских детей и руководителей, желающих работать в духе скаутской педагогики. Организация была названа Организацией российских юных разведчиков (ОРЮР) - под этим наименованием русский скаутизм значился в Международном скаутском бюро. На этих встречах был выработан новый устав организации и выбран ее начальник - старший скаутмастер. Им стал выдающийся педагог и деятель военного времени Борис Борисович Мартино. Хотя ОРЮР осталась чисто скаутским движением, она впитала в себя некоторые традиции и терминологию НОРР, о которой будет рассказано ниже, и организации "Витязей": наименования "разведчики" и "разведчицы" для детей среднего возраста и "витязей" и "дружинниц" - для старших.

- Основной задачей того времени было создание крепкого и квалифицированного братства руководителей, способного быстро наладить работу с русскими детьми, разбросанными по лагерям Центральной Европы. Было проведено несколько курсов руководителей на очень высоком уровне, на которых молодые скаутские инструкторы нередко получали закалку, сохранившую их в рядах активных членов ОРЮР и по сей день. Помимо самого Б. Б. Мартино наиболее выдающимися руководителями курсов послевоенного времени были скаутмастера Сергей Александрович Тарасов и Евгений Евгеньевич Поздеев. К сожалению, и съезды руководителей, и кипучая деятельность русских скаутов в Германии проходили без достаточной связи с единицами НОРС, работающими в других странах, без санкции Старшего Русского Скаута Олега Ивановича Пантюхова.

Во Франции скаутская работа возобновилась в августе 1944 года. Многолетний глава русского скаутизма во Франции скаутмастер Темномеров вскоре передал руководство Французским отделом НОРС скаутмастеру Г. А. Бобровскому, бывшему начальнику пражских "Витязей". Работа развивалась быстро и успешно. В Париже было несколько отрядов мальчиков-скаутов и девочек-гайдов. Были единицы и в других местах Франции. Каждое лето на берегу Атлантического океана проводились лагеря, собиравшие до середины 50-х годов несколько сот детей и взрослых. Но, несмотря на несомненный успех, русская скаутская работа во Франции столкнулась с тем, что многие дети стали быстро терять свои национальные корни, забывать живой русский язык. А когда общение между Францией и Германией возобновилось, стало ясно, что существует глубокое отчуждение между французским НОРС и германским ОРЮР. Французские руководители не понимали и не одобряли устремление на национальное воспитание детей в рядах ОРЮР, упрекали организацию в "политизации" работы, в недостаточной верности принципам "чистого" скаутизма. Руководители из Германии, часто действительно вовлеченные в активную антикоммунистическую политическую деятельность, недоумевали, видя, как русские скауты во Франции постепенно переходят на местный язык, как постепенно перестают ощущать себя русскими. В 1956 году отколовшимися от НОРС молодыми национально настроенными руководителями был основан отряд ОРЮР в Париже, а в 1957 году разрыв между двумя организациями оформился уже официально.

В 1945 году Международное скаутское бюро, подчиняясь давлению со стороны советской власти, исключило из своего состава все восточноевропейские эмигрантские скаутские организации, в том числе и русскую - исключение было сделано лишь для армян.

С 1947 года началось рассеяние по всему миру русских беженцев из европейских лагерей для "перемещенных лиц". В этот период возникли или значительно окрепли отряды русских скаутов в некоторых странах Южной Америки, в Канаде, Марокко и Австралии. Осенью 1947 года скаутмастер Андрей Ильинский начал скаутскую работу в Нью-Йорке, где под его долголетним руководством она принимала все более широкий размах по мере прибытия русских из Европы. Одновременно с численным оскудением русского скаутизма в Европе он достигает своего послевоенного апогея в США и Австралии. С середины 50-х годов в Нью-Йорке, Сан-Франциско, Лос-Анджелесе, Мельбурне, Сиднее и некоторых других городах этих стран сотни русских детей регулярно посещают разведческие сборы и походы, ездят в лагеря.

Все же, несмотря на численный упадок, Европейский отдел ОРЮР оставался тогда творческим центром российского зарубежного скаутизма. Под редакцией скаутмастеров Сергея Алексеевича Тарасова, Бориса Борисовича Мартино и Иоанна Александровича Чекана разведческий журнал для руководителей "Опыт" подытожил и развил идейные и педагогические достижения довоенного периода. Благодаря стараниям скаутмастера Алексея Владимировича Поремского была разработана чисто скаутская методика воспитания детей в православной вере. Выходящий в настоящее время под редакцией старшего скаутмастера ОРЮР Михаила Александровича Данилевского, журнал "Опыт" и ныне помогает разведческим руководителям методологическими и идеологическими статьями.

В 1979 году после долгой подготовки произошло воссоединение ОРЮР и НОРС Его признали все руководители ОРЮР и почти все руководители НОРС в самом крупном отделе организации - в США.

Возрождение скаутизма в России оказалось для русских зарубежных скаутов долгожданным, но все же неожиданным событием. Этот процесс, наметившийся в середине 80-х годов, уже в 1990 году стал бурно развиваться. Особенно часто заговорили о скаутизме на страницах российской печати в связи с приездом российских детей, пострадавших от чернобыльского взрыва, в некоторые европейские страны по приглашению местных скаутских организаций. Многие тогда впервые узнали, что до 1922 года скауты существовали и в России, многие загорелись идеей восстановить связь времен.

Летом 1990 года Россию посетила первая большая группа членов ОРЮР из США под руководством скаутмастера Алексея Захарьина, начальника Восточно-Американского отдела и дружины города Нью-Йорка "Царское село" - 49 разведчиков, разведчиц, витязей, дружинниц и руководителей. Их поездка по стране, встречи, интервью, а затем и проведенный с участием зарубежных гостей первый после семидесятилетнего перерыва скаутский лагерь в России также обсуждались в печати и заинтересовали многих в стране. Этот лагерь с символическим названием "Возрождение" разбили около села Горелец в Костромской области. Там были ребята из разных городов России со своими руководителями. Над лагерем впервые развевался трехцветный русский флаг. Центральным событием поездки по России русских зарубежных скаутов было разжигание костра в том самом Павловском Парке, где в 1909 году родились российские скауты: с ним в Россию окончательно вернулось скаутское движение, было объявлено об организации первого отряда ОРЮР в России. Движение развивалось, и вскоре самый большой, Черноголовский, отряд вырос в дружину, а потом и в Богородский скаутский отдел.

С 15 по 17 ноября 1990 года состоялся съезд скаутов в Москве, на котором присутствовали делегаты из разных городов России, русские скауты из зарубежья, представитель Всемирной организации скаутского движения. На съезде рассказывал о своем отце скаутмастер Олег Олегович Пантюхов. Съезд провозгласил создание "независимой, неполитической, неправительственной, добровольной Ассоциации возрождения русского скаутинга", конечная цель которой - "оформление Российского союза скаутов".

В 1991 году при содействии заграничных братьев из ОРЮР и НОРС российскими скаутами были проведены многочисленные походы, лагеря и педагогические курсы. По всей стране было создано несколько десятков скаутских дружин и отрядов.

Будем надеяться, что с Божьей помощью российское скаутское движение, основываясь на отечественном и зарубежном опыте, достойно справится со своей главной задачей: способствовать воспитанию духовно полноценных граждан России, внутренне свободных и готовых к жертвенному служению Богу, ближнему и Родине.